О законодательной базе по вопросам контроля за деятельностью коллекторских организаций

15 апреля 2021

На сегодняшний день основным нормативным актом в сфере регулирования деятельности по возврату просроченной задолженности является № 230-ФЗ от 03.07.2016 «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее - Федеральный закон).

Контрольно-надзорные функции по указанному направлению возложены на ФССП России.

В случае выявления нарушений со стороны подконтрольных и иных субъектов должностными лицами ФССП России принимаются меры, в соответствии с действующим законодательством, которые, в частности, направлены на недопущение таковых и иных правонарушений.

Вышеуказанным Федеральным законом на юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр, возложена обязанность представлять в уполномоченный орган отчет о деятельности по возврату просроченной задолженности, а также документы и сведения, перечень которых определяется уполномоченным органом.

Вместе с тем, зачастую предоставляемые сведения не соответствуют требуемым формам. Так, в территориальный орган представлен отчет в котором отсутствуют сведения в графе «полное наименование юридического лица, которое контролирует физическое лицо» и «способ (вид) и основания контроля». В этой связи должностным лицом Управления составлен протокол об административном правонарушении по ст. 19.7 КоАП РФ, впоследствии мировым судьей вынесено постановление об объявлении устного замечания обществу.

Помимо этого, предусмотрены сроки предоставления отчетов. Ввиду несоблюдения сроков по инициативе УФССП России по Воронежской области виновное юридическое лицо на основании ст. 19.7 КоАП РФ за несвоевременность предоставления отчета о деятельности по возврату просроченной задолженности привлечено к административной ответственности в виде предупреждения. Однако санкция данной статьи предусматривает наказание для юридических лиц в размере от трех до пяти тысяч рублей.

Также подконтрольный субъект 12.11.2020 привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 3000 рублей по ст. 19.7 КоАП РФ за неполное предоставление отчета о деятельности по возврату просроченной задолженности, поскольку в отчете отсутствовали сведения о дате и месте рождения сотрудников юридического лица.

Статьей 7 ФЗ №230 определены условия осуществления отдельных способов взаимодействия с должником. Установлены порядок и частота взаимодействия.

Ввиду несоблюдения частоты взаимодействия с должником (многочисленные звонки) юридические лица привлекаются к административной ответственности по ст. 14.57 КоАП РФ. Размер административных штрафов составляет от двадцати до двухсот тысяч рублей.

Основания взаимодействия с третьими лицами по вопросам возврата просроченной задолженности также определены законодателем. Должно иметься согласие должника на осуществление взаимодействия с третьим лицом. Третьим лицом не выражено несогласие на осуществление взаимодействия.

Несоблюдение этих требований также влечет административную ответственность по ч.1 ст. 14.57 КоАП РФ.

Важным также является соблюдение того условия, определенного ч. 8 ст. 6 Федерального закона, что вне зависимости от наличия согласия должника, раскрытие сведений о должнике, просроченной задолженности и ее взыскании и любых других персональных данных должника неограниченному кругу лиц, в том числе путем размещения таких сведений в Интернете или в общественных местах, сообщение по месту работы должника, не допускается. Нарушение данного требования противозаконно и влечет административную ответственность.

УФССП России по Воронежской области реализуются мероприятия, направленные на пресечение административных правонарушений в деятельности по возврату просроченной задолженности.

В целях соблюдения законности и поддержания правопорядка УФССП России по Воронежской области также реализуется комплекс профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности.

 

Пресс-служба УФССП России по Воронежской области

Время создания документа: 15 апреля 2021 10:45

Версия для печати